На главнуюКонтактыКарта сайта
Уважаемые пользователи! В связи с временными техническими трудностями прием заявок с сайта не работает, просим Вас обращаться в call-центр по телефону: 8 (831) 416-20-60.
Приносим свои извинения, мы делаем все возможное для восстановления работоспособности сайта.

Новости
Детской клиники
28.12.2018
В предпраздничные и праздничные дни отделения и клиники сети клиник Персона и Прозрение работают в следующем режиме. Пожалуйста, планируете свое посещение.
05.12.2018
«Персона Детство» – это врачи всех специальностей, широчайший спектр услуг и современное оборудование – здесь есть все для самых главных персон в мире!
19.09.2018
Приглашаем Вас 21 сентября в 11.00 в клинику "Персона Детство" на бесплатную лекцию от представителя компании "Medela". Вас ждут приятные сюрпризы и чаепитие!
В контакте Facebook Одноклассники Интаграмм
Сеть клиник «Персона» - член Ассоциации нижегородских частных медицинских центров

Готовность ребенка к обучению в школе

Главная / Детское здоровье: об отделении / Статьи / Готовность ребенка к обучению в школе

Д. Б. Кузов, детский психолог клиники "Персона"

По словам известного отечественного психолога Л.С. Выготского, готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу его первого полугодия.

В настоящее время обучение есть и в дошкольном возрасте, однако его характеризует исключительно интеллектуальный подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу: никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Как можно диагностировать готовность к школе?

Прежде всего, следует обратить внимание на возникновение произвольного поведения: как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли. Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности.

Проведите такой эксперимент. Дайте ребенку бессмысленное задание. Например, разложить большое количество спичек на маленькие кучки по 5-7 в каждой. Оставьте его как будто бы одного и осторожно понаблюдайте за ним. Ребенок, готовый к обучению, будет выполнять его, пока не разложит все спички по инструкции. Если проработав минут 10, ребенок начинает отвлекаться от задания: строит из спичек домики, переключается на другие занятия или вообще прекращает работать — следует задуматься о готовности обучаться. Также такая неспособность выполнить задание может говорить об имеющихся признаках «дефицита внимания», способного значительно осложнить обучение (читайте мою статью о гиперактивности и дефиците внимания). Умение выполнять требование взрослого говорит о способности ребенка к ученичеству.

Следующий симптом готовности — способность начать усвоение научных понятий. В основе этой способности лежит умение видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, и по этим параметрам сравнивать объекты между собой.

Вслед за известным психологом Ж. Пиаже проведите простой эксперимент. Налейте в две одинаковые прозрачные банки одинаковое количество окрашенной жидкости, например, любимого ребенком сока. Уже 4-6-летние дети признают, что количество жидкости в двух сосудах одинаково. После этого сок из одной банки перелейте в два высоких и узких стакана небольшого объема, тоже прозрачных. Попросите ребенка сравнить количество сока в стаканах и оставшейся банке. Если ребенок, видя более высокий уровень жидкости в узких стаканах, не признает равенства количества сока в банке и стаканах или говорит, что в стаканах больше, потому что их два, значит способность выделять отдельные параметры в объекте у него не сформирована. И ему нужна программа развития такой способности.

Еще один показатель готовности — преодоление эгоцентрических установок или децентрация. Это означает приобретение умения смотреть на мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, общества, науки. Данный показаель констатирует достижение нормативного уровня в развитии мышления. Задайте ребенку такую задачку: есть три брата: Миша, Петя и Слава. Сколько братьев у Миши, у Пети, у Славы? Предложите ребенку ответить с позиции каждого из детей.

Следующий компонент — мотивационный, возникновение желания учиться, быть учеником. Можно понаблюдать в играх «в школу» детей смешанного возраста, младших и старших дошкольников, старшие охотнее берут роль учеников, младшие — учителей.

Еще один важный момент. К концу первого полугодия обучения, когда в нормативном случае формируется готовность к обучению далее или в ненормативном проявляются признаки школьной дезадаптации (неуспеваемость, негативное отношение к школе, нежелание ее посещать, частые жалобы преподавателя на ребенка), важно правильно установить ее причины. Выдвигаемые некоторыми учителями подозрения на интеллектуальное снижение ребенка чаще всего неверны. При замере психологом уровня интеллекта у таких детей объективной и проверенной методикой обнаруживается нормативный или даже повышенный его уровень. Следовательно, причины дезадаптации нужно искать в другом.

Вступление в школьный период — очень важный шаг для ребенка и его родителей. От того, насколько легко и быстро Ваш малыш сможет адаптироваться к новым условиям, правилам, распорядкам, зависит очень многое: его желание учиться, способность хорошо усваивать материал, взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Специалисты детского отделения клиники «Персона» всегда рады ответить на все Ваши вопросы и помочь Вам подготовить ребенка к школе. Главное — Ваше желание, а все остальные проблемы возьмет на себя наш опытный детский психолог.


распечатать версия для печати

27.12.2018
Благодаря прохождению гастроэнтерологического CHECK-UP становится возможной ранняя диагностика и своевременное лечение заболеваний органов пищеварения ребенка. Акция действует до 31.01.2019 .
27.12.2018
Акция действует до 31.01.2019
Уже более шести лет моя семья обслуживается в Персоне. Работа клиники и специалисты удовлетворяют всем нашим требованиям. Отдельное огромное спасибо педиатру Сорокиной Т.С. за ее профессиональный опыт, поддержку и понимание. В нашей семье в этом году родился второй ребенок и когда вопрос встал о патронаже и о докторе, выбор однозначно встал на Татьяну Сергеевну. Она помогала поставить на ноги первого ребенка, всегда готова прийти на помощь, дать профессиональную консультацию, ответить на все вопросы, даже с рождением второго ребенка, которые не заканчиваются. Огромное спасибо за ее работу. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Хотим выразить свою благодарность клинике «Персона»! Мы обслуживаемся в этой книке всей семьей. Своим родным и близким я тоже всегда рекомендую Персону. И с рождением ребёнка не было вопроса, где покупать патронаж. Мы с удовольствием приходим на приём к лучшим врачам города (Сорокиной Т.С. и Капустиной С.И.). Это высокие специалисты своего дела, искренне любящие детей и свою работу. И в предверии Нового года хотим пожелать нашим врачам и клинике процветания, благополучия и дальнейшего роста! Спасибо!
Центр акушерства
и гинекологии «ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-80
График работы
Поликлинический центр
«ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-80
График работы
Стоматологическая клиника
«ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-90
График работы
Офтальмологическая клиника
«Прозрение»
г. Нижний Новгород,
ул. Б. Печёрская, 26
тел. 8 (831) 416-20-88
График работы
Заречный многопрофильный
медицинский центр «Персона»
г. Нижний Новгород,
пл. Комсомольская, 2
тел. 8 (831) 416-20-99
График работы
Центр врачебной косметологии
«ПЕРСОНА Beauty»
г. Нижний Новгород
ул. Б. Печерская, 26
тел. 8 (831) 416-20-70
тел. +7 (951) 902-03-51
График работы
Заречный филиал
клиники «ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Фильченкова, 36
тел. 8 (831) 246-43-35
График работы
Центр пластической
хирургии и эндоскопии «ПЕРСОНА»
г. Нижний Новгород
ул. Большая Печерская, д. 26
тел. 8 (831) 422-30-80
График работы
Детская клиника
«ПЕРСОНА Детство»
г. Нижний Новгород,
ул. Грузинская, 16
тел. 8 (831) 422-30-60
График работы
Стоматологическая клиника
«ПЕРСОНА» на ул. Грузинская
г. Нижний Новгород
ул. Грузинская, 16
тел. 8 (831) 422-30-70
График работы
Соглашение об обработке персональных данных Политика конфиденциальности
Любое копирование и использование материалов, размещенных на сайте, возможно лишь с согласия правообладателя. Нарушение авторских прав преследуется по закону. Информация, указанная на сайте, не является публичной офертой.
© 2009 Web Механика Создание, разработка, продвижение и поддержка сайтов
© 1994 - 2019 Сеть клиник «Персона» - гинекология, ведение беременности, прерывание беременности, педиатрия, стоматология, УЗИ, физиотерапия, прием анализов, мужское здоровье, офтальмология. Нижний Новгород
© 2009 Design by Marelyn